МАХК
ИДИТЕ И НАУЧИТЕ или ПРИХОДИТЕ И НАУЧИТЕСЬ?
«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». От Матфея 28:18-20
Со времени вознесения Иисуса Христа и до наших дней сформировались два принципиально различных взгляда на Церковь, два подхода и две парадигмы, отражающих различные принципы жизни и служения церкви.
Подход "ИДИТЕ И НАУЧИТЕ":
- Это прямое повеление Иисуса Христа, которое названо богословами Великое Поручение, в виду своей важности.
- В других переводах это поручение звучит так: «идите и делайте учеников».
- Является прямым продолжением служения самого Иисуса Христа и принципов, на которых оно было построено.
- Служение апостолов в ранней церкви строилось именно на таком подходе.
- Суть этого подхода: идти в общество и работать с людьми на их территории (в их зоне безопасности), встречаться с ними в их домах и общественных местах, иметь неформальное общение, вместе принимать пищу и много общаться, строить взаимоотношения.
- Церковь – это община, сообщество, люди.
- В фокусе: работа с людьми, обучение и наставничество до вхождения в призвание, подготовка учеников, передача откровения.

Результат подхода: умножение учеников, церковь сохранялась и развивалась даже в неблагоприятные времена гонений от римских императоров.

Подход "ПРИХОДИТЕ И НАУЧИТЕСЬ":
- Сформировался с 3 – 4 века нашей эры, когда стали появляться богослужебные здания у христиан.
- Церковь стала в большей мере подразумевать здание и место, а не личные взаимоотношения.
- Постепенное разделение на «мирян» и «священство».
- Все большее доминирование ветхозаветных принципов храмового служения.
- Современная церковь в большей мере строится с такой парадигмой.
- Суть подхода: приглашать людей на мероприятия церкви, в основном - воскресное богослужение. Это безопасная территория для христиан, на которой мы чувствуем себя хорошо, но новая и опасная территория для неверующих.
- В фокусе: воскресное богослужение, литургия, проповедь, группа прославления, здание церкви, различные программы внутри здания церкви.

Результат подхода:
- Христианство заперто в церковных зданиях и теряет контакт с обществом.
- Большинство верующих не знают своего призвания и им отведено роль прихожан, принимающих служение «профессионалов».
- Задача «делать учеников» возложена на специализированных людей и структуры (служителей церкви, Библейские школы и семинарии), которые с ней явно не справляются.
- Огромные ресурсы тратятся на второстепенные вещи.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ?

Немного прогнозинга и форсайтинга. Наблюдая уже многие годы за тем, что происходит, я полагаю, что:
1) Кризис 2-го типа мышления будет нарастать.
- Экономические и социальные кризисы показывают несостоятельность такой версии христианства.
- Всё больше появляется верующих людей, у которых потеряно доверие к официальному институту церкви.
2) Будут возникать новые движения и форматы жизнедеятельности церкви, более близкие к обществу.

В чём церковь, брат?
Я не против церковных зданий, мне приятно бывать в красивых и комфортных залах, но часто они становятся ловушкой для самой церкви, лишающими её силы в исполнении Великого Поручения.

Классно, когда церковь имеет своё помещение, которое позволяет ей осуществлять любую деятельность, но вот пришла пандемия, а с ней локдаун, и здания закрылись по требованию правительства. И то, что было смыслом жизни и деятельности некоторых служителей, вдруг потеряло своё значение. Уж очень уязвимое это место оказалось.

Здания церквей уже давно являются мерилом влиятельности церкви и успешности пастора, объектом его профессиональной гордости. Но за это ли спросит с нас Господь, когда мы предстанем пред Ним? Если здание не мешает держать фокус на делании учеников, то замечательно. Но так ли это в действительности?

В истории Церкви мы можем обнаружить такую закономерность: чем выше и больше церковь строила храмы, тем больше она утрачивала способность делать учеников. Возможно есть исключения из этого правила, но закономерность достаточно явная, стоит внимательней изучить историю.

Полагаю, что нам необходима переоценка нашей деятельности: что первично, а что вторично?
Что есть церковь?
Что делает церковь - церковью?
Без чего она может обойтись, а без чего – нет?

Изменение мышления – очень непростая штука. Это всегда болезненно. Слишком много явных традиций, скрытых установок и политических амбиций, которые мешают этому. Нам нужна огромная смелость, чтобы посмотреть правде в лицо и отважиться на перемены.

А какой парадигмы придерживаетесь лично вы: ПОЙДИТЕ И НАУЧИТЕ или ПРИХОДИТЕ И НАУЧИТЕСЬ?
Как это отражается в вашем мышлении и поведении?
Вот проверочные вопросы, которые помогут вам разобраться в этом:
- Когда вы думаете о церкви, какие ассоциации у вас возникают?
- Если вы пастор или служитель, о чем больше всего вы думаете в связи с деятельностью церкви?
- Если вы пастор или служитель церкви на какую деятельность уходит большая часть времени вашего служения и ваших энергозатрат?
- Как Великое Поручение работает лично в вашей жизни и служении?

А напоследок проверочный мини-тест по теме:
1) Какая группа прославления была у Иисуса Христа?
Выбрать правильный ответ:
o Она называлась "Воанергес". Лидерами были братья Зеведеевы.
o Группу прославления возглавляла Мария Магдалина, т.к. лучше всех умела петь.
o Лидером был апостол Иуда Искариот, т.к. его имя значит "хвала".

2) В каких городах Израиля Он построил здания церквей во время своего земного богослужения?
Выбрать правильный ответ:
o Вифлеем, так как Он там родился.
o Капернаум, потому что там было начало Его служения.
o Иерусалим, так именно там должна быть основана Церковь Христова.

3) Старшим пастором Иерусалимской церкви Иисус рукоположил:
o Апостола Петра.
o Апостола Иоанна.
o Апостола Павла.

4) В каком стиле Иисус Христос проводил литургию в храме?
o Католическую мессу.
o По православному обряду.
o В протестантском стиле: с музыкой и прославлением.

Очень надеюсь, что у вас достаточно чувства юмора, чтобы пройти этот тест без угрозы вашей психике и мировоззрению.
Но в каждой шутке юмора есть только доля юмора...


С молитвой и благословением – Олег Корюков, пастор, магистр богословия, христианский коуч.