Культура почтения и коучинг
Олег Корюков



Понятие «культура почтения» стало приходить в речь многих верующих и даже целых церквей, благодаря одноименной книге одного из пасторов церкви «Вефиль» в Реддинге, США, Денни Силка. Надо сказать – это очень сильная книга! Я не так часто бываю впечатлен христианской литературой в последние годы моей жизни, в основном это пересказ уже известных идей, учений и принципов. Но эта книга задела меня за живое, я несколько раз плакал над ее страницами, переживая сильное Божье присутствие. Полагаю, что подобные переживания были у многих, кто читал эту книгу и я слышал много хороших отзывов от разных людей. Если вы еще не читали эту книгу, то очень рекомендую вам найти ее и прочитать. Это послание пропитано Духом Божьим и способно изменить вашу жизнь!

Идея создания «культуры почтения» в церквях России стала ориентиром для многих пасторов в России, об этой теме стали говорить в разговорах и проповедях. Многие сегодня смотрят на «Вефиль» как на модель церкви для подражания, учатся у этой церкви и благодаря служению Билла Джонсона, Криса Валлоттона, Стивена и Доны Десильва и других служителей соприкасаются с культурой почтения.

Культура почтения или культура стыда?

В культуре почтения есть огромный потенциал принести реформацию в наши церкви и вывести служение на новый уровень. Но также эта тема – очень серьезный вызов для всех нас, выросших в советское и постсоветское время, так как мы жили в совершенно другой ментальности, где человек воспринимался как пешка, как винтик в большой машине, как разменная монета. Это отношение, сформированное в советском обществе, проникло и в церкви, даже христиане продолжают мыслить в понятиях «все для фронта, все для победы». То есть, в центре внимания не люди, а цели, задачи, видение, проекты. А люди воспринимаются как те, кто лишь обслуживает это видение, ведь оно же от Бога! И пока человек справляется, он нужен, но как только «винтик» дает сбой, его можно и нужно заменить, выбросив отработавшую деталь на свалку истории.

Мы выросли с вами в «культуре стыда», построенной на правилах и запретах. И если кто-то нарушает эти правила и запреты, то стыд ему! В культуре стыда мы воспитывались в родительских семьях и воспитывали свих детей, культура стыда пропитала атмосферу многих христианских общин. На всем была положена печать стыда: проявлять эмоции – стыдно!, выделяться из толпы – стыдно!, выражать свое мнение – стыдно! (тебе больше всех надо?), задать неуместный вопрос – стыдно! (дурак что ли?), проявлять инициативу – стыдно! (выскочка что ли?), вести себя уверенно – стыдно! (возгордился, наверное!) и так далее.

Культура почтения же является прямой противоположностью культуре стыда, потому что основана на достоинстве каждой человеческой личности, независимо от ее пола, происхождения и социального положения и даже той, которая потеряла свое видимое достоинство.

В культуре почтения человек – это величайшая ценность, прежде всех служений, видений и проектов. И это не гуманистический взгляд, где человек – это центр Вселенной, а глубоко духовный, в котором Центр Вселенной, Сам Творец, умирает за свое заблудшее творение, показывая всей этой Вселенной, Свою любовь и высокое отношение к человеку.

Что такое культура почтения?

Давайте попробуем вникнуть в это понятие. На мой взгляд, речь здесь идет о любви. Понятие «любовь», которое является одним из ключевых в христианстве, слишком широкое, в нем содержится тысячи смыслов. Это значит, что разные люди, говоря «я люблю тебя», могут вкладывать в это совершенно разное значение. Поэтому мы, работая с человеком в коуч-сессии, обычно «распаковываем», раскрываем более точно, что имеет ввиду человек, говоря о таких больших вещах как любовь, единство, счастье, успех.

Одним из измерений любви является именно почтение. Поэтому, говоря о культуре почтения, мы говорим о взаимоотношениях, основанных на любви. Но разве о любви не проповедуется в церквях все время? Возможно, это самая распространенная тема для всех проповедников – «о любви». Но здесь культура стыда, в которой мы выросли, которая пропитала нас, играет с нами злую шутку, так как становится фильтром, своеобразными очками, через которые мы сморим и на любовь в том числе. И тогда высшим актом любви для нас становиться пристыдить человека, обличить его, указать на его ошибки и недостатки, в стиле «кого люблю, того и бью», и этим «страхом спасти» его от более ужасной участи.

В культуре почтения личность человека, созданного по образу и подобию Бога, является величайшей ценностью после Самого Бога. Любить – это значит признавать, исповедовать и проявлять на деле эту величайшую ценность. Возлюбить Бога всем сердцем – почитать Его ценность, которая превыше всего. Возлюбить ближнего, как самого себя – почитать ценность ближнего в Божьих глазах, но после того, как мы пережили и признали ценность собственной жизни.

И теперь главный вопрос – КАК?

Как развивать культуру почтения на практике, в повседневном действии? Как сделать так, чтобы с уровня разговоров на эту тему перейти на уровень практического применения? Ведь можно много проповедовать о культуре почтения, на деле продолжая относиться ко всем в формате культуры стыда.

Переход от одного мышления к другому, от культуры стыда к культуре почтения не будет быстрым, ситуация не изменится от одной проповеди, от одной молитвы, от горячего призыва с кафедры. Потребуются годы, чтобы «убить в себе раба», нужна серьезная работа над собой, чтобы мышление перенастроилось, чтобы разум обновился. Если мы не найдем практических инструментов и решений для развития культуры почтения, то все разговоры уйдут в пустую демагогию или, что еще хуже, в проповеди в стиле: «стыдно вам, что вы не имеете культуры почтения»!

И вот именно здесь христианский коучинг может помочь и дать важные инструменты для развития культуры почтения. Мы видим из практики, что обучение христианскому коучингу меняет мышление людей и, как следствие, атмосферу в церквях. Если для кого-то важен опыт самой церкви «Вефиль», то там многие служители являются обученными коучами. Тот же пастор Дэнни Силк – профессиональный коуч, и это, кстати, чувствуется при прочтении книги «Культура почтения». В книге нет слова «коучинг», но кто знаком с этим понятием, без труда увидели коучинговые принципы в этой книге. И, для справки, пастор Дэнни Силк также написал книгу «Семейный коучинг».

В христианском коучинге есть весь инструментарий и ценностная база для развития культуры почтения, так как коучинг направлен на раскрытие потенциала каждого человека. Почтение – это и есть признание потенциала, заложенного самим Богом в каждого из нас и делающего нас уникальным Его творением.

Почтение – это практическое измерение любви, которая служит человеку, чтобы он, познавая и раскрывая свои внутренние сокровища, стал лучшей версией самого себя.

В нашем служении христианских коучей, мы придерживаемся трех простых, но очень эффективных измерений любви, которых также можно применить и к почтению.

1Слушать - значит любить

Эту фразу мы взяли в свой арсенал из доброй комедии «Путешествие Гектора в поисках счастья» (2014, Великобритания), в сцене, где умирающая от рака женщина в самолете дала Гектору это ценное жизненное наблюдение, после того, как он уделил ей время. И ведь если подумать, то это именно так!

Как мы можем оказать любовь, принятие и уважение человеку? Выслушать его внимательно!

Вспомните, что вы чувствовали, когда замечали, что собеседник не слушает вас, что он в разговоре с вами отвлекается на всякие пустяки, когда вас перебивают, не дослушав и начинают рассказывать о своем?

Что чувствовали? Досаду? Неловкость? Разочарование?

Такое отношение и поведение как бы говорит вам: «Это неважно! То, что ты говоришь – неважно! То, что ты чувствуешь – неважно! И ты сам – неважен!»

И напротив, было ли у вас, когда собеседник внимательно и терпеливо выслушивал вас, внимая каждому слову? Когда слушали его глаза и сердце, а не только уши? Что вы чувствовали при этом?

Уважение? Важность? Любовь?

Слушание – это очень явный показатель любви. Наличие этого навыка говорит о том, насколько мы умеем любить и Бога и ближнего. Да-да, именно так, ведь наше умение слушать оно одинаково работает по горизонтали и по вертикали, то есть в отношениях с Богом и с людьми. И кто не может слушать человека, которого видит, как может слушать Бога, которого не видит? Вот поэтому тот, кто заявляет о своей любви, но не умеет слушать, сильно переоценивает себя.

И хорошая новость здесь в том, что этому можно научиться! В ключевые компетенции коуча входит умение слушать своего собеседника всем сердцем. На программе обучения христианскому коучингу мы обучаем активному эмпатическому слушанию, что позволяет нашим выпускникам стать хорошими слушателями, чем улучшить взаимоотношения и в семьях, и в служении, и на рабочих местах.

2 Спрашивать – значит любить.

Этот принцип мы взяли из книги «Коучинговые вопросы» нашего коллеги из США (на русском языке не издавалась), одного из пионеров христианского коучинга в Штатах, служителя церкви «Вефиль» в Реддинге, Тони Стольцфуса. Вот что он говорит: «Вопросы переопределяют отношения между людьми. Когда я советую, наставляю или консультирую, я эксперт. Моя роль делает меня вашим начальником (по крайней мере в знании). Но когда я спрашиваю тебя о твоих идеях, я равный тебе. Вопросы выражают почтение к вам как к человеку и передают вашу ценность как равного. Чем больше ты спрашиваешь, тем больше любишь».

Конечно, вопросы бывают разные. Можно спрашивать манипулятивно, можно учинить допрос, не об этом речь. Это о том, когда мы искренне интересуемся жизнью другого человека, выходя за рамки обычного «как дела?». Это о том, когда мы спрашиваем его мнение, говорим и желаниях, целях и мечтах человека, чтобы поддержать его в этом. В таком разговоре не каждый торопится высказать свое, но фокус внимания переносится на собеседника, отрытые и сильные вопросы плюс активное слушание делают его самой важной личностью в данный момент. В этом есть огромная ценность, как вопрошал Харуки Мураками: «Много ли в нашей жизни людей, кто говорит с нами о нас?» Вопрос риторический.

В коучинге мы обучаем задавать вопросы так, чтобы помогать человеку мыслить и заглядывать в свое собственное сердце в поисках внутренних сокровищ. Мы спрашиваем не для того, чтобы услышать правильный ответ, но чтобы человек сам услышал себя настоящего. И конечно, это есть также проявление любви и величайшего уважения к личности.

Умение задавать человеку правильные вопросы способно помочь сформировать культуру почтения.

3 Развивать – значит любить.

А этот принцип мы позаимствовали у Августина Блаженного, которые в оригинале звучат так: «Обучение – высшее проявление любви, а любовь – лучший помощник обучения». В эти слова нам захотелось внести поправку, так как у многих людей есть негативный опыт, связанный с обучением. Давайте скажем так о развитии человека (что и является целью подлинного обучения).

Отец Небесный любит нас, поэтому Он желает, чтобы мы развивались, и чтобы тот потенциал Его образа и Его подобия, который есть в каждом из нас, засиял еще ярче. И мы, как люди, всегда хотим развивать и взращивать тех, кого мы любим и то, что мы любим.

Но говоря о развитии, важно учитывать уникальность того человека, развитию которого мы хотим помочь. Иначе под развитием мы будем понимать «форматирование» человека по нашему подобию, а не по Божьему, помогая ему реализовать наши цели, а не его, достигая нашего понимания успеха, а не того, что есть у него.

Подлинное почтение к ценности личности человека будет в этом случае выражаться в том, что мы позволяем ему развиваться в том направлении, в котором он хочет, с таким темпом, в котором ему удобно и так, чтобы он шел своим уникальным путем, отвечая на побуждения своего сердца. Именно об этом говорил Эрих Фромм: «Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть». Каков он есть можно здесь понимать как – каким его задумал Бог.

И именно коучинг позволяет работать с человеком так, чтобы максимально задействовать его потенциал, поддерживая его и содействуя его возрастанию мягко и экологично, не перенося на человека свои стандарты и ценности. Это и является основной задачей в профессиональном коучинге.

Таким образом, христианский коучинг обладает мощным практическим ресурсом, чтобы развивать в людях и в церквях культуру почтения, основанную на уважении человека и признании ценности его уникальности.

Формируя навыки активного слушания, умения задавать открытые и сильные вопросы, помогая человеку раскрыть его потенциал, мы можем на практике продемонстрировать силу культуры почтения.

Как вы отнесетесь к этой возможности?