То, что мы с вами живем в последнее время, я полагаю, не вызывает ни у кого сомнений. Многие события свидетельствуют об этом, и сегодня, как никогда в истории человечества, мы так близки к исполнению всей полноты библейских пророчеств о втором пришествии Иисуса Христа.
У меня есть искушение удариться в перечисление уже исполнившихся библейских пророчеств о конце времен и иллюстрировать их реализацию на практике, но не это является целью написания данной статьи, поэтому я воздержусь от такого шага. Обращу ваше внимание лишь на одну деталь.
Мир стремительно меняется, и мы с вами стоим на пороге еще больших изменений. Если оглянуться с высоты истории в далекое прошлое, то мы с вами увидим, что было время, когда исторические эпохи длились тысячелетиями. Это означает, что на протяжении тысячелетий быт и уклад жизни людей того времени особо не изменялись, проходили века, и все оставалось прежним. Если представить историю человечества как слоеный пирог, то нижние «коржи» имели толщину тысячелетий.
А затем, примерно после Рождества Христова, словно кто-то нажал педаль акселератора исторического процесса, и теперь культурные эпохи сузились до размеров столетий. Мы сегодня понимаем, что, например, 18-е столетие не было похоже на 17-е, а 19-ый век имеет принципиальные различия с веком 18-м и так далее. Но с начала века 20-го произошел еще один скоростной скачок исторического процесса, и эпохи сократились до размеров 10-летия. Слоеный пирог истории стал укладываться 10-летними «коржами». Теперь уже мы сами помним, что 70-е годы прошлого века не были похожи на 80-е, а 80-е не были похожи на 90-е. 90-е годы прошлого века, в свою очередь, очень сильно отличались от первого 10-летия века 21-го. Именно за последние 10 лет в нашу жизнь вошли сотовые телефоны, компьютеры и интернет с его социальными сетями.
Зачем я это говорю? А затем, что наш мир продолжает стремительно меняться, и этот процесс движется все быстрее. Мир может стать совершенно другим через каких-нибудь 5-6 лет, и нам всем придется что-то делать с этим. Можем ли мы хоть как-то прогнозировать, каким будет этот мир? Я думаю, что можем, и даже не прогнозировать, а утверждать определенные вещи с огромной долей уверенности, и все потому, что, как говорил апостол Петр: «мы имеем вернейшее пророческое слово» (2-е Послание апостола Петра 1:19) в Священном Писании, а апостол Иоанн утверждал, что «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откровение 19:10). И если мы с вами по определению Самого Господа являемся Его свидетелями, то свидетельство это должно иметь и пророческое измерение: Господь грядет, и время уже коротко! Скоро этот падший мир, в таком виде, как мы его знаем, прекратит свое существование, чтобы уступить место другому, более прекрасному миру, который будет творить Господь.
Но прежде, чем это произойдет, должны случиться определенные ключевые события, знаменующие собой конец старого мира. Об одном из таких событий я и хочу поговорить в этой статье. Почему об одном? Потому что я полагаю, что именно оно должно быть в фокусе нашего пристального внимания и молитвенного ожидания. Мы можем много рассуждать о фигуре антихриста или характеристиках Великой Скорби, но, хотя это и имеет определенную практическую ценность, все же есть вопросы более важные для нас как для Церкви Христовой. Это вопросы о самой Церкви Христовой. И важнейшие из них следующие:
Какой желает видеть Господь Иисус Христос Свою Церковь при Своем возвращении?
Соответствует ли современная российская церковь этому образу?
Что необходимо нам, чтобы приготовиться ко встрече со Своим Господом?
Давайте попробуем коротко ответить на эти вопросы.
Понимаем ли мы, какой желает видеть Господь Свою Церковь? Ответ на этот вопрос находится в Священном Писании, где сказано, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефесянам 5:25-27). Божий стандарт – это славная Церковь, которой дан прекрасный образ Невесты, ожидающей своего Жениха, который также говорит о чистоте и святости. И Невеста эта должна быть зрелой, чтобы быть в глазах Жениха как достигшая полноты (Песня Песней 8:10). И эта полнота включает себя и количественную составляющую – полное число язычников, и качественную составляющую духовной зрелости.
Далее, соответствуем ли мы сегодня этому образу? Здесь я вступаю на тонкий лед человеческих суждений, но все же, опираясь на свой опыт наблюдений и общения со многими пасторами и христианскими лидерами в нашей стране, скажу, что нам еще далеко до того стандарта, утвержденного Господом. Настолько далеко, что иногда это вызывает смущение и разочарование. И здесь становится актуальным третий вопрос: что нам нужно, чтобы преодолеть это различие и достичь полноты качественного и количественного возраста?
Церковь должна измениться, покончить со всеми внутренними междоусобицами, обновиться в посвящении Господу, исполниться Духом, обрести силу для исполнения Великого Поручения и действовать во всей полноте даров духовных. Но как прийти к этому? Любое серьезное изменение в христианской жизни должно начинаться с покаяния, значит, нам нужно покаяться в имеющемся положении дел, чтобы стать достойными чего-то иного. Но способны ли мы принести это покаяние? Ни является ли действенное покаяние не плодом работы аналитического ума, а плодом обличения Святого Духа? Отсюда простой вывод – нам всем необходимо более глубокое прикосновение Святого Духа, чтобы реальные и радикальные изменения в жизни российской церкви стали возможны.
Это – наша основная практическая нужда и потребность, но можем ли мы рассчитывать на ее удовлетворение? Слава Богу, что мы с вами имеем обетование Божье для этого.